🔵 ВИДЫ МНОГОБОЖИЯ МНОГОБОЖИЕ ДЕЛИТСЯ НА 2 ВИДА: ВЕЛИКОЕ И МАЛОЕ ✅ 1. ВЕЛИКОЕ МНОГОБОЖИЕ - это приписывание Аллаху равного и поклонение ему так же, как Аллаху. Такое многобожие выводит из лона ислама и губит все остальные деяния. Если же человек умрёт, не покаявшись в нём, то он вечно пребудет в Геенне. Там с ним не покончат, чтобы он мог умереть, и мучения его нисколько не будут облегчены. Разновидности великого многобожия 🔹 Великое многобожие проявляется в четырёх формах: ➖ первая форма - приобщение сотоварищей в мольбе ➖ вторая форма - приобщение сотоварищей в намерении и устремлении ➖ третья форма - приобщение сотоварищей в повиновении ➖ четвёртая форма - приобщение сотоварищей в любви 🔻Первая форма - приобщение сотоварищей в мольбе. Мольба - это одна из величайших форм поклонения; более того, это - суть самого поклонения. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, по этому поводу сказал: «Мольба - это само поклонение» («Муснад Ахмад», 4/267; «Сунан ат-Тирмизи», 2969). Этот хадис передали Ахмад и ат-Тирмизи, причем последний назвал его хорошим и достоверным. Всевышний Аллах же сказал: «Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными» (Гафир, 40:60). Если же доказано, что мольба - это форма поклонения, то обращение с мольбой к кому-либо, кроме Аллаха, является многобожием. Поэтому, если человек взывает к Пророку, ангелу, святому угоднику, могиле, камню или любому другому творению, то он является многобожником и неверующим. Всевышний сказал: «У того, кто молится наряду с Аллахом другим богам, нет в пользу этого никакого довода. Его счет хранится у его Господа. Воистину, неверующие не преуспеют» (аль-Муминун, 23:117). Ещё одним доказательством того, что мольба - это поклонение, и что обращение с мольбой к кому-либо, кроме Аллаха, относится к приобщению сотоварищей к Нему, является высказывание Всевышнего: «Когда они садятся на корабль, то взывают к Аллаху, очищая перед Ним свою веру. Когда же Он спасает их и выводит на сушу, они тотчас начинают приобщать сотоварищей» (аль-Анкабут, 29:65). Аллах сообщил, что эти язычники приобщали к Нему сотоварищей, когда благоденствовали, и очищали перед Ним свою веру, когда их постигали несчастья и печаль. Что же тогда говорить о тех, кто приобщает сотоварищей к Аллаху и в радости, и в беде?! Упаси нас Аллах от этого! 🔻Вторая форма - приобщение сотоварищей в намерении и устремлении. Так поступают люди, которые совершают праведные дела всецело ради мирских благ или ради показухи и тщеславия, подобно заядлым лицемерам, не стремясь при этом угодить Аллаху и заслужить Последнюю обитель. Такие люди совершают великое многобожие, о котором Всевышний Аллах сказал: «Тем, кто желает жизни в этом мире и ее украшений, Мы сполна воздадим за их поступки в этом мире, и они не будут обделены. Они - те, которые в Последней жизни не получат ничего, кроме Огня. Тщетны их усилия в этом мире, и бесполезны их деяния» (Худ, 11:15-16). Эта форма многобожия является довольно скрытной, но чрезвычайно опасной. 🔻Третья форма - приобщение сотоварищей в повиновении. Кто повинуется творениям, когда они дозволяют запрещенное Аллахом или же запрещают дозволенное Им, и полагает, что они имеют право объявлять дозволенным или запрещенным, что им угодно, и что люди могут повиноваться им в этих вопросах, и при этом знает, что это противоречит исламской религии, тот берет себе господ помимо Аллаха и совершает великое многобожие. Всевышний Аллах сказал: «Они признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов, а также Мессию, сына Марьям (Марии). А ведь им было велено поклоняться только одному Богу, кроме которого нет иного божества. Он превыше того, что они приобщают в сотоварищи!» (ат-Тауба, 9-31). Смысл этого аята не вызывает никаких противоречий. В нем имеется в виду повиновение богословам и служителям, когда они призывают к ослушанию Аллаха, то есть изменяют Его закон, а не обращение к ним с мольбой. Именно так истолковал этот аят Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, когда Ади б. Хатим сказал ему: «Ведь мы же не поклоняемся им!» Тогда он объяснил ему, что поклонением им является повиновение им тогда, когда они велят совершать грехи и изменяют закон Аллаха. Он сказал: «Разве не запрещают они то, что разрешено Аллахом, и вы считаете это запрещенным, а если они разрешают запрещенное Аллахом, то и вы разрешаете себе это?» Ади ответил: «Да, это так». Он сказал: «В этом и заключается поклонение им» (Этот хадис передал ат-Тирмизи, назвав его хорошим, а также ат-Табарани в сборнике «аль-Муджам аль-Кабир». «Сунан ат-Тирмизи», 3095; «аль-Муджам аль-Кабир», 17/92). 🔻Четвёртая форма - приобщение сотоварищей в любви. Здесь имеется в виду любовь как форма поклонения, подразумевающая возвеличивание, почитание, унижение и смирение. Так любить подобает только одного Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и если раб любит так кого-либо, кроме Аллаха, то он совершает великое многобожие. Доказательством этого являются слова Всевышнего: «Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее» (аль-Бакара, 165). ✅ 2. МАЛОЕ МНОГОБОЖИЕ - второй из двух видов многобожия К нему относятся все деяния, которые могут привести к великому многобожию, а также те поступки, которые в священных текстах названы многобожием, хотя они не достигают степени великого многобожия. Это могут быть как поступки, так и слова. Судьба того, кто совершает малое многобожие, зависит от воли Аллаха, как и судьба того, кто совершает тяжкие грехи. Это значит, что если Аллах пожелает, то помилует такого грешника в День воздаяния, а если нет, то подвергнет его мучительному наказанию. - Прим. пер. 📌 Вот некоторые из его проявлений: ❌ а) Незначительная показуха. Об этом свидетельствует хадис, переданный имамом Ахмадом и другими знатоками, о том, что Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Более всего я опасаюсь того, что вы станете совершать малое многобожие». Люди спросили: «А что такое малое многобожие, о посланник Аллаха?» Он сказал: «Показуха. В День воскресения, когда Всевышний Аллах воздаст людям за их деяния, Он скажет: «Ступайте к тем, перед кем вы показывали себя в мирской жизни, и посмотрите, найдете ли вы у них хоть какое-нибудь вознаграждение». «Муснад Ахмад» (5/428). Аль-Мунзири в книге «ат-Таргиб ва ат-Тархиб» (1/48) назвал цепочку рассказчиков хадиса хорошей. Аль-Хейсами в книге «Маджма аз-Заваид» (1/102) сказал, что его рассказчики являются рассказчиками хадисов, вошедших в «ас-Сахих». ❌ б) Выражение «так пожелали Аллах и ты». Абу Дауд в «ас-Сунане» передал хадис о том, что Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Не говорите: «Так пожелали Аллах и такой-то», а говорите: «Так пожелал Аллах, а затем так пожелал такой-то». «Сунан Абу Дауд» (4980). Аз-Захаби в книге «Мухтасар аль-Бейхаки» (1/140/2) сказал, что цепочка рассказчиков хадиса правильная. ❌ в) Выражения «если бы не Аллах и такой-то», «если бы не утки, то к нам пробрались бы воры» и т.п. Ибн Абу Хатим в толковании слов Всевышнего: «Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно» (аль-Бакъара, 22) передал следующее высказывание Ибн ‘Аббаса: «Равнение с Аллахом других является многобожием, которое более скрыто, чем муравей, ползущий по черному камню в кромешном мраке ночи. Таким многобожием будет, если ты скажешь женщине: «Клянусь Аллахом, твоей жизнью и моей жизнью!» или «Если бы не эта собачка, то к нам залезли бы воры» или «Если бы не утки во дворе, то к нам залезли бы воры». Иногда один человек говорит другому: «Так пожелали Аллах и ты!» А иногда говорят: «Если бы не Аллах и такой-то!» Не связывай происходящие события с кем-либо, потому что во всех этих выражениях есть элементы многобожия». «Тафсир Ибн Абу Хатим» (1/62). 🔹 Различия между великим и малым многобожием. Между великим и малым многобожием есть несколько различий, наиболее важными из которых являются следующие: ➖ 1. Аллах прощает великое многобожие только после раскаяния, тогда как судьба того, кто совершает малое многобожие, зависит от Его воли. ➖ 2. Великое многобожие губит все остальные деяния, тогда как малое многобожие губит только тот поступок, при совершении которого оно имело место. ➖ 3. Великое многобожие выводит человека из лона ислама, тогда как малое многобожие не превращает его в неверующего. ➖ 4. За совершение великого многобожия человек навечно попадает в Ад и лишается возможности попасть в Рай, тогда как малое многобожие в этом вопросе подобно прочим грехам. 📚 Из книги «Основы веры в свете Корана и Сунны».